Баядерка: торжество академизма

Фото Александра Путрова

 

 

Солор и Никия (Мэтью Голдинг и Наталья Мацак)

17 февраля 2018 года на сцену  Национальной оперы Украины вышли звезды мирового балета канадец Мэтью Голдинг и украинка Наталья Мацак. Они исполнили главные партии в балете Людвига Минкуса/ Мариуса Петипа «Баядерка». Знаменитому спектаклю  141 год, в 1877-м его впервые показали на подмостках Санкт-Петербургского Большого (Каменного) театра. В «Баядерке» с тех пор танцевали лучшие артисты классического балета по всему миру. В своей первозданности шедевр идет и в Киеве (небольшие изменения в заключительных сценах много лет назад внес автор киевской постановки Валерий Ковтун, «сжавший» спектакль до трех действий).

Мэтью Голдинг – в спектакле храбрый воин-кшатрия Солор – родился в 1985 году, премьер Мюнхенского балета, Королевского балета Голландии, Королевского Балета Лондона, как приглашенный солист выступает в American Ballet Theatre (США). Этот театр традиционно существует как оплот для консервативных любителей балета. Голдинг танцует также в Гонконге, Пекине и других столицах.  Артист участвовал в фестивалях имени Рудольфа Нуриева, Всемирном форуме балета в Токио и прочих. В его репертуаре партии Онегина из одноименного балета Джона Кранко, Вронского из «Анны Карениной», Дезире в «Спящей красавице», Принцев из «Лебединого озера» и «Щелкунчика», Ромео из  «Ромео и Джульетты» и многие другие классические роли. Гастрольный график Мэтью Голдинга расписан на годы вперед.  В Киеве Солора танцевал очень ровно, академично, стабильно, отлично выполнял прыжки и поддержки.  Но по-западному сдержанно, без страсти.

Баядерка “в полете” (Наталья Мацак)

Его партнерша – балетная прима Наталья Мацак – родилась в 1982 году, окончила Киевское хореографическое училище. Артистка великолепно провела заглавную партию храмовой танцовщицы Никии. Кроме Киева, Наталья танцует на подмостках Франции, Италии, Греции, Испании, Великобритании, Швейцарии, США, Китая, России, Кореи, Индии, Латвии, Сербии и др.  В ее репертуаре – партии принцессы Авроры, Одетты-Одиллии, Жизели, Сильфиды, Раймонды, Китри, Кармен, Эгины и других классических главных героинь.  Высокий профессионализм нашей современницы признан мировыми мэтрами – Ольгой Лепешинской, Юрием Григоровичем, Натальей Макаровой.

Сцена танца баядерки на свадьбе Гамзатти и Солора (Наталья Мацак, Ольга Голыця, Владислав Иващенко, Мэтью Голдинг)

Согласна: высочайшая техничность, безукоризненный, тонкий артистизм в партии Никии этим вечером артистка реализовала с подкупающей, трогательной  убедительностью, безупречным изяществом и изысканной красотой. Браво!

Очень выразительно, ярко, остро, эмоционально танцевал партию факира Магдаваи, оберегающего главных героев, Виталий Нетруненко.

Дочь раджи Гамзатти и воин-кшатрия Солор (Ольга Голыця и Мэтью Голдинг)

Величественно-холодна дочь раджи, невеста Солора Гамзатти (Ольга Голыця). Коварен и мстителен главный брамин (Сергей Литвиненко).  С королевским достоинством держится любящий дочь-невесту раджа Дугманта (Владислав Иващенко).

 

 

 

 

Прекрасно танцевали артисты «второго плана», замечательно-точно, совершенно и идеально провел спектакль кордебалет.  Особенный восторг всегда вызывает у публики знаменитая «сцена теней», проведенная в этот вечер с большим мастерством. 32 балерины танцуют ее настолько синхронно, красиво и совершенно, что не восхититься невозможно.

Впервые в истории украинского театра спектакль записывался для дальнейшей трансляции знаменитым французским телеканалом Mezzo, специализирующимся на академической музыке и джазе. Это стало возможно благодаря усилиям украинской примы, хорошо известной в западном балетном мире, Наталье Мацак. Балетом продирижировал опытный,  крепкий маэстро Николай Дядюра. Музыка Минкуса, конечно, очень “балетна”, в лучшем значении этого слова. Он долгие годы работал в России в качестве концертирующего скрипача, дирижера и автора балетов. В сотрудничестве с Петипа для Императорского театра в Петербурге  им были созданы шестнадцать балетных партитур. Ранее, в Москве австрийский композитор написал свой еще один популярный балет, «Дон Кихот». Хотя по яркости и запоминаемости музыку венского маэстро нельзя сравнить с балетными шедеврами П.Чайковского, С.Прокофьева, Ш.Гуно (Вальпургиева ночь) или А.Бородина (Половецкие пляски).

Для большего проникновения в характеры и коллизии композитор использовал оркестровые лейттембры:  угрозу счастью влюбленных в «Баядерке» сопровождает медь, нежные темы героини и ее взаимной любви к красавцу-воину – флейта, скрипка, виолончель. Выразительно прозвучали оркестровые соло скрипачки Ольги Кулаковой, виолончелистки Людмилы Пшеничной, флейтистки Богданы Стельмашенко и арфа Натальи Окуневой.  Оркестр не пережимал, не форсировал кульминаций, звучал сыгранно, стройно, цивилизованно, культурно, по-европейски.

К сожалению, в отечественных программках не указываются исполнители оркестровых соло, как и большинства великолепных танцевальных номеров дивертисмента и партий «второго плана». В отличие от европейской оперно-балетной традиции, где каждому зрителю вместе с билетом вручается  бесплатный полный перечень всех участников постановки, включая список оркестра, хора (кордебалета), осветителей и  технических работников. И это справедливо, поскольку все они – участники процесса, создатели творческого результата. Простой черно-белый двойной листок набирается и распечатывается тамошними театрами ежедневно. Но у нас продавался дорогой буклет «Баядерки» за 100 гривен, который, не смотря на аншлаг, купили немногие.

Все украинские артисты, занятые в этот вечер, как и Мацак, и Голдинг – воспитанники и воплощение отечественной академической танцевальной школы. Как сказала недавно в интервью бывшая солистка НОУ, а теперь прекрасный педагог-репетитор Алла Лагода, «сидит Мариус Иванович Петипа на сверкающей вершине и смотрит вниз: никто к нему даже близко не подошел».

Но жизнь не стоит на месте, и давно появились новые балетные ценности, гораздо более распространенные в современном мировом хореографическом процессе. Яркими представителями  балетного модерна являются артисты еще одной нью-йоркской труппы – Нью-Йорк Сити балета, основанного Джорджем Баланчиным, почти сто лет назад это был своеобразный авангард. Сегодня лидеры современного балета – американский балетмейстер Питер Мартинс и канадский Эдуард Лок. В Европе развивать линию Баланчина, возглавлявшего много лет парижские Русские антрепризы Дягилева, несколько европейских трупп и основавшего в начале 30-х New York City Ballet, продолжают американцы Джон Ноймайер и Уильям Форсайт.

У нас современная хореография – конек талантливого киевского  балетмейстера Раду Поклитару. Два года назад он стал лауреатом Шевченковской премии, а недавно его авторский театр «Киев модерн-балет» получил высокий статус «академического». Но столь популярный в остальном мире хореографический modern, в Украине остается очень малочисленным.

К сожалению, прекрасный танцовщик и хореограф  Алексей  Ратманский (как и Поклитару) не прижился в нашей Национальной опере, и сегодня оба ведут собственную весьма успешную творческую карьеру.

А какой жуткий скандал произошел три года назад между замечательным танцовщиком мирового уровня Денисом Матвиенко и дирекцией НОУ!!! Единственный в мире обладатель четырёх Гран-При международных конкурсов артистов балета,  приза Вацлава Нижинского, премии «Душа Танца» в номинации «Звезда» и звания «Человек года 2013» в номинации «Деятель искусств года», приглашённый солист Большого театра, New National Theatrе (Токио), Ла Скала (Милан), Grand Opera (Париж), Американского театра балета (Нью-Йорк) и др. Все помнят, что Матвиенко позвали в Киев на должность руководителя балетной труппы НОУ, а когда выяснилось, что он – яркая, талантливая и НЕЗАВИСИМАЯ личность, Матвиенко выдворили «на улицу». И теперь танцор возглавляет балет  Новосибирского оперного театра.

Особенно высоко ценится в мире экс-премьер киевского балета Ратманский, пять лет занимавший пост главного балетмейстера московского ГАБТа и сегодня являющийся одним из руководителей American Ballet Theatre в Нью-Йорке.  В мире для создания ярких балетов давно используется симфоническая и ораториальная музыка всех эпох и стилей, много балетной музыки сочинено уже в ХХІ веке. Ратманский поставил в последние годы шесть проектов на музыку питерца Леонида Десятникова; Ноймайер постоянно сотрудничает с Лерой Ауэрбах. Но наш театр зубами держится за академизм, которого не так много осталось в мире. И это вполне понятно, поскольку приносит ему гастрольные дивиденды в Токио и Осаке.

Очень многие прекрасные украинские артисты балета так же, как и вокалисты, ищут хлеба за пределами страны. Александр Рябко и Александр Труш танцуют в Гамбурге, Иван Путров – в Лондоне. Их много, и это печально. Поскольку государство не беспокоится о своих  обученных из бюджета артистических кадрах. Особенно критикует в своем интервью дирекцию НОУ педагог-репетитор  Алла Лагода: «Впервые вижу, чтобы никто не хотел идти сюда работать».

Баядерка Никия (Наталья Мацак) и Солор (Мэтью Голдинг)

 

 

Не смотря ни на какие трудности, киевский балет в этот вечер был свеж, полон  физических сил, выглядел красиво и благородно, а артистизм и вдохновение, царившие на сцене, передались в зал и получили признательность и горячую благодарность публики и автора этих строк.

 

Сокращенный вариант статьи читайте в газете “Зеркало недели”. https://zn.ua/ART/mezzo-vybiraet-nashu-bayaderku-276296_.html