В Женеве закончился ХVIII Международный конкурс скрипачей имени Иегуди Менухина

25 апреля 2018 года

Гениальный американский скрипач родился 22 апреля 1916 года в Нью-Йорке.

Иегуди Менухин

 

Хлоя Чуа, 11 лет, Сингапур

 

 

 

 

 

 

 

 

22 апреля 2018 года, в день рождения маэстро Иегуди Менухина в Женеве закончился ХVIII Международный конкурс скрипачей его имени.

Конкурс был основан великим артистом специально для молодых талантов в возрасте до 22 лет и проходит с периодичностью раз в два года. С момента основания в 1983-м, состязания проводились в разных частях мира, в последние годы в таких городах, как Лондон (2016), Остин — штат Техас (2014), Пекин (2012) и Осло (2010).

Кристиан Ли, 10 лет, Австралия

Нынче в состав жюри вошли лучшие скрипачи нашего времени: Памела Франк – президент жюри (США), Джоджи Хаттори – вице-президент (Япония-Австрия), Итамар Голан (Литва-Израиль-Франция), Илья Грингольц (Россия – Швейцария), Хеннинг Краггеруд (Норвегия), Лу Сикинг (Китай), Жозеф Шпачек (Чехия), Максим Венгеров (Монако) и Сойанг Юн (Южная Корея).

Конкурс проводился c 12 по 21 апреля в двух возрастных группах – младшей и старшей – и к участию были допущены по 22 конкурсанта каждой категории.

Диана Адямян, 18 лет, Армения

Победителями стали в старшей группе Диана Адямян из Армении (18 лет, 1 премия), 2 премия у франко-немецкого 20-летнего музыканта Натана Мьердла , 3-я досталась его ровеснице ХьюнЖай Лим из Южной Кореи и 4-я у 17-летнего китайца Tянью Ma.

У малышей следующие результаты. Первую премию выиграли двое: 10-летний австралиец  Кристиан Ли и 11-летняя Хлоя Чуа из Сингапура. Вторая отсутствует, третью – Рубинг Лиу (Китай), 4-ю – Клара Чен (Германия), 5-е место у Хины Хонг-Ху (США/Япония/Франция, 13 лет) и 6-е досталось 12-летнему Гвидо Сант’Анна из Бразилии.

Все победители – это потрясающе талантливые, неимоверно тонкие в свои детские и юные годы, зрелые, замечательные музыканты.

22 апреля в роскошном старинном концертном зале ХIX века Victoria Hall в центре Женевы состоялся заключительный вечер конкурса. Royal Philharmonic Orchestra (Великобритания) под управленим австрийского скрипача и дирижера Юлиана Рахлина сыграл увертюру к опере В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро». Призеры первых премий в сопровождении оркестра исполнили по одной части скрипичного концерта. Пьесу Фрица Крейслера показал Рахлин. Затем к нему присоединились именитые  концертирующие члены жюри с четверным (для 4-х скрипок с оркестром) концертом си минор Антонио Вивальди: Максим Венгеров,  Сойанг Юн и Илья Грингольц. Заключила вечер  увертюра П.Чайковского «Ромео и Джульетта». Изысканная восторженная публика не отпускала артистов,  и на бис оркестр исполнил торжественный Полонез П.Чайковского из оперы «Евгений Онегин».

Предыстория конкурса  началось в далеком 1916 году, когда в Нью-Йорке в семье раввина Мойше Менухина (первоначально Мнухина) и Маруты Шер родился сын, названный Иегуди.  Ребенок начал заниматься музыкой в три года. Сначала под руководством Луиса Персинджера, затем учился в Европе у Джордже Энеску и Адольфа Буша.

Современник писал о происхождении знаменитого скрипача ХХ века:

«Менухин родился и вырос в странной семье, сочетавшей свято хранимые обычаи древнего еврейства с утонченной европейской образованностью. Родители происходили из Российской империи — отец Мойше Менухин был уроженцем Гомеля, мать Марута Шер — Ялты. Имена своим детям они дали древнееврейские: Иегуди — означает еврей. Старшая сестра Менухина получила имя Хевсиба. Младшую назвали Ялтой в честь города, в котором родилась мать».

Когда Иегуди исполнилось 5 лет, тетя купила ему скрипку и мальчика отдали в обучение Зигмунду Анкеру. Первые шаги овладения инструментом оказались очень трудными, вследствие укороченности рук – природного недостатка конституции мальчика. Педагогу не удавалось освободить от зажатия левую руку, с трудом давалась Менухину вибрация. Но когда эти препятствия в левой руке были преодолены и юный скрипач  сумел приспособиться к особенностям строения правой руки, он стал делать быстрые успехи. 26 октября 1921 года, через 6 месяцев после начала занятий он смог выступить в ученическом концерте фешенебельного отеля «Фермонт».

7-летний Иегуди был переведен от Анкера к концертмейстеру симфонического оркестра Сан-Франциско, куда переехала семья, Луису Персингеру — музыканту большой культуры и отличному педагогу. Однако в занятиях с Менухиным Персингер допустил много ошибок, роковым образом отразившихся на исполнительстве скрипача. Увлекаясь феноменальными данными мальчика, его быстрым прогрессом, он мало внимания обращал на техническую сторону игры. Последовательного изучения техники Менухин не прошел. Персингер не сумел распознать, что физические особенности организма Иегуди, укороченность его рук, таят в себе серьезные опасности, которые в детстве не проявлялись, но в зрелом возрасте стали давать о себе знать.

Первый сольный концерт с симфоническим оркестром Сан-Франциско мальчик дал в 7-летнем возрасте.  Поразительный талант ребенка обратил на себя внимание: в концертном зале Сан-Франциско во время выступления  Иегуди присутствовал известный местный меценат Сидней Эрман. Через некоторое время он пришел к Моше и Маруте и сделал им предложение, от которого было невозможно отказаться. Эрман сказал, что пусть он и не профессиональный музыкант, а всего лишь скромный миллионер, но он нутром чувствует, что из мальчика выйдет толк, но толк из него может выйти только в Европе. Поэтому надо собираться и ехать в Париж, только там можно получить настоящее музыкальное образование. И еще гость сказал, что все материальные затраты берет на себя — и на обучение Иегуди, и на проживание семьи во французской столице.

Юный скрипач давно мечтал учиться у Джордже Энеску, так как однажды слышал румынского скрипача, находившегося тогда в зените славы, на концерте в Сан-Франциско. Энеску не имел учеников и не давал уроков. Но мальчик сумел убедить его своей игрой в уникальности собственного дарования, и Энеску стал бесплатно с ним заниматься. Отношения, сложившиеся у Менухина с румынским виртуозом, трудно даже назвать отношениями педагога и ученика. Энеску стал для него вторым отцом, внимательным воспитателем, другом. Сколько раз в последующие годы, когда Менухин сделался зрелым артистом, Энеску выступал с ним в концертах, аккомпанируя на рояле, или играя двойной Концерт Баха. Да и Менухин любил своего учителя со всем пылом благородной и чистой натуры.

Американский музыкальный исследователь Уинтроп Сержент так описывает более позднее выступление  мальчика: «Многие нью-йоркские любители музыки еще помнят, как в 1927 году одиннадцатилетний Иегуди Менухин, упитанный, страшно самоуверенный мальчуган в коротких штанишках, носках и рубашке с открытым воротом, вышел на эстраду Карнеги-холла, встал перед Нью-Йоркским симфоническим оркестром и исполнил скрипичный Концерт Бетховена с законченностью, не поддававшейся никакому разумному объяснению. Оркестранты плакали от восторга, а критики не скрывали своей растерянности».

Разлученный с Энеску в период второй мировой войны, Менухин немедленно полетел в Бухарест при первой же возможности. Он посетил умирающего Энеску в Париже, и старый маэстро завещал ему свои драгоценные скрипки.

Свою личную и творческую жизнь Менухин описал в захватывающей автобиографической книге «Странствия»,  изданной на русском языке в 2008 году.  Воспоминания слушателей: «В Берлине, где он выступил под управлением Бруно Вальтера со скрипичными концертами Баха, Бетховена и Брамса, полиция едва сдерживала толпу на улице, в то время, как слушатели устроили ему 45-минутную овацию. Капельмейстер дрезденской оперы Фриц Буш отменил очередной спектакль, чтобы продирижировать концертом Менухина с той же программой. В Риме, в концертном зале Аугустео, толпа разбила десятка два окон, пытаясь проникнуть внутрь; в Вене один почти онемевший от восторга критик смог наградить его лишь эпитетом «потрясающий».

В 1931 году он получил первую премию на конкурсе Парижской консерватории.

С огромным напряжением скрипач выступал во время Второй мировой войны перед войсками американцев и англичан, дал свыше 500 концертов. В апреле 1945 года вместе с Бенджамином Бриттеном выступил перед бывшими узниками освобожденного британскими войсками концлагеря Берген-Бельзен. Как знак примирения, дал в 1947 году в послевоенной Германии концерт с Вильгельмом Фуртвенглером, обвинявшимся в своё время в сотрудничестве с гитлеровским режимом.

В статье Уинтропа Сарджента дается подробное описание облика Менухина. «Коренастый, рыжеволосый, голубоглазый с мальчишеской улыбкой и чем-то совиным в лице, он создает впечатление человека простодушного и вместе с тем не лишенного изысканности. Говорит он элегантным английским языком, тщательно подбирая слова, с акцентом, который большинство его земляков-американцев считает британским. Он никогда не выходит из себя и не употребляет грубых выражений. Его отношение к окружающему миру представляется соединением заботливой учтивости с непринужденной любезностью. Хорошеньких женщин он называет «прелестными дамами» и обращается к ним со сдержанностью вполне благовоспитанного человека, выступающего с речью на собрании. Несомненная отрешенность Менухина от некоторых банальных сторон жизни побудила многих друзей уподобить его Будде: и действительно, его заинтересованность вопросами вечного значения в ущерб всему временному и преходящему предрасполагает его к необычайной забывчивости в суетных мирских делах. Хорошо это зная, его жена не удивилась, когда недавно он вежливо осведомился о том, кто такая Грета Гарбо».

В 1945 году Менухин стал первым зарубежным исполнителем, приехавшим в СССР после войны, для исполнения двойного концерта Баха совместно с Давидом Ойстрахом.

С 1959 года скрипач жил в Великобритании, в 1962 году создал в графстве Суррей Школу Иегуди Менухина. В 1970 году стал гражданином Швейцарии. Музыкант огромного классического репертуара, Менухин в 1980-х годах записал несколько джазовых композиций вместе со Стефаном Грапелли, известным джазовым скрипачом и несколько концертов восточной музыки с индийским исполнителем на ситаре Рави Шанкаром.

Чаще всего играл на инструментах работы Гварнери дель Джезу (1739 и 1742 годов создания), подаренных ему Эженом Изаи. В 1983 году основал в графстве Кент фонд Иегуди Менухина в поддержку молодых музыкантов. В 1985-м принял подданство Великобритании.

Выступал до преклонных лет: в 1990 году с Молодёжным оркестром Азии, британским виолончелистом Джулианом Ллойдом Уэббером и группой молодых исполнителей из стран Азии проехал с концертным турне по Японии, Тайваню, Сингапуру и Гонконгу.

В конце 40-х годов Менухин дебютировав в качестве дирижера. Его дирижерский репертуар начинался с барокко и простирался до сочинений современников, причем особое внимание он уделял музыке Англии, страны, где жил и получил в 1965 году рыцарский титул.

Менухин был дважды женат. От первого брака, заключенного под влиянием родителей, родились дочь Замира и сын Кров. Вторая супруга — английская балерина Диана Гулд – любовь его жизни. В этом союзе выросли сыновья Джеральд и Джереми.

В 1993 году получил титул барона. Введён в Зал славы английского ежемесячного журнала о классической музыке Gramophone.

Умер в Берлине 12 марта 1999 года в клинике Мартина Лютера. Похоронен в созданной им Международной музыкальной школе в графстве Суррей под деревом, которое посадил.

https://kabluchki.ua/news/stories/1199275