Одесский джаз-карнавал-2004

В первый день фестиваля действие началось с традиционной “торжественной части”, к счастью, весьма непродолжительной, но содержательной. А именно: почетный президент Одесского джаз-карнавала Михаил Жванецкий сказал коротко, но емко, и в его спиче было две метких мысли. Первая: теперь солисты уехали, и бывшие оркестранты играют их роли. Вторая: очень передового джаза не будет, но зато, будет настоящий ( за точность слова “передовой” не ручаюсь, но содержание передано). И он как в воду глядел.
Леонид ЧижикДействительно, первым на сцену Филармонии вышел Леонид Чижик. Он и вправду уехал на Запад 13 лет назад. Живя в Германии, он преподает джазовое фортепиано в Ваймаре и Мюнхене. Ученики его потихоньку получают разные классные премии: в Нью-Йорке на конкурсе Телониуса Монка, “Золотое эхо” – высокую награду для молодых талантов и “Премию Баварии”, в которой он живет и работает.
Что же сам маэстро? В исполненную пианистом программу вошли: Фантазия-вариации на тему Моцарта для фортепиано и струнного оркестра, импровизации на темы из “Времен года” Чайковского и дуэт с одесским пианистом Юрием Кузнецовым. Темой Фантазии стала моцартовская Ля-мажорная соната. Написанная венским классиком в виде фактурных вариаций, 1-я часть сонаты дает пищу для развития. Пианист начал его с выдержанных как бы в классическом стиле поисков, перейдя затем к разностилевым, даже близким поп- музыке интонациям. Ощущение разворачивания музыкального процесса прямо передо мной было буквально физиологическим. Меня это действо захватило и долго приковывало к себе. Как верно сказал в нашей последующей беседе пианист, “у многих исполнителей технология сейчас высоко развита, но мало кто произносит свои слова”. Чижик говорит свои “слова”, это очевидно, он говорил их и 20 лет назад. Они глубокие, серьезные, у него несколько “тяжелый слог”. Но это он, Леонид Чижик, такой, какой есть.
Леонид Чижик, Юрий КузнецовХорошо и старательно аккомпанировал Одесский камерный оркестр, которым руководит опытный музыкант Игорь Шаврук. Не был правильно выведен звук, не хватило почему-то времени для саунд-чека – жаль, так как на репетициях все звучало лучше. На темы “Подснежника” и “Баркаролы” композиции получились повеселее, покороче и подоступнее, но это и хорошо, напряжение спало. С Юрием Кузнецовым играли “на пару”, старались поприкалываться поавангарднее, и это удалось.
На следующий день мне довелось пообщаться с Леонидом Чижиком. Во время нашей встречи маэстро рассказал, что много работает в стиле crossover, соединяющем классическую музыку и джаз. В этом направлении созданы и сыграны программы на музыку П. Чайковского, Г. Генделя, несколько моцартовских вариантов. Один из них недавно прозвучал в Карнеги-Холле с оркестром Kremerata Baltica Гидона Кремера (сам маэстро исполнил несколько специально для него написанных скрипичных вариаций). На вопросы о перспективах джазового процесса Леонид Аркадьевич ответил, что наблюдает транснациональное развитие джаза, являющегося сегодня универсальным языком музыкального общения. Рассказал и о концертах, незадолго до Одессы сыгранных в Харькове, городе юности (Чижик закончил харьковскую десятилетку при консерватории как пианист и композитор). Там музыканта не только хорошо приняли, но буквально каждый старался прямо “потрогать руками”.
Выходить играть после такого большого музыканта, как Чижик, очень сложно. Киевское трио играющего в наших клубах молодого немца-тенориста Гетца Грюнберга, басиста Сергея Макарова и барабанщика Алика Фантаева выглядело, прямо скажем, не очень интересно. А я, если честно, у себя даже пометила, что после Чижика играть – себе вредить. Чистый мэйнстрим с нередкими интонационными простоватостями. Хотя отдельные хорошие моменты были – например, звуковая напористость Грюнберга и в хорошем смысле “приспособляемость” Фантаева, безусловно, отличного ансамблиста.
Последними в этот вечер играли ребята из совершенно электрического трио “Регтайм” (Нальчик). Если, опять же, честно, джаза в их стиле маловато будет. Меня и Хайрам Буллок в такой манере через полчаса напрягает. А хлопцы из “Регтайма” притомили сполна. Играют, конечно, громко, этого не отнимешь, но мысли несколько неглубоки, опять же, пардон. Вот и все, что случилось в Одесской филармонии 23 сентября 2004 года.

Ольга Кизлова
музыковед, Киев
фото Олега Владимирского

Журнал “Полный Джаз”  Выпуск # 37 (275) – 13 октября 2004 г.

http://www.jazz.ru/mag/275/default.htm

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.