Оперный уикенд в клубе трамвайщиков

Первый фестиваль камерных опер «Оперный уикенд». «Медиум» Джанкарло Менотти (США), реж. Александр Спиваковский. Малая Опера.

Фото Анастасии Мантач и Артема Галкина предоставлены организаторами

Жизнь столичного музыкального театра на прошедшей неделе заметно оживилась. Поклонники оперы получили, наконец, возможность приобщиться к неординарной, свежей интерпретации четырех одноактных опер разных эпох и стилей, исполненных молодыми талантливыми артистами. Это не были традиционные киевские оперные  «концерты в костюмах», пели не «статуи командоров» в пышных декорациях. Зрители присутствовали на живых, очень подвижных, динамичных, интереснейших, захватывающих оперных представлениях. В проекте участвовали прекрасно владеющие голосами и сценическим движением, отлично обученные актерскому мастерству молодые артисты, представители отечественной вокальной школы, работающие в музыкальных театрах столицы.   

А теперь подробнее. Музыковед Галина Дуб летом выиграла грант Украинского культурного фонда для проекта,  задуманного совместно с культурно-мистецьким объединением Hronotop.UA. Им удалось осуществить по-настоящему важную миссию. Поскольку уровень рутины и консервативности, нежелание присмотреться к тенденциям современного оперного процесса вне себя самой в Нацопере Украины зашкаливает, подобный яркий, бьющий через край оптимистическим профессионализмом эпизод музыкальной жизни Киева стал глотком свежего воздуха, поводом с надеждой посмотреть в оперное будущее страны.

Пришедшие в Малую оперу (бывший клуб трамвайщиков на Лукьяновке, который покойная наша великая примадонна Е.С.Мирошниченко, отойдя от сценической карьеры, намерилась превратить в новый оперный театр) были просто поражены, оглушены и ощутили неожиданный позитивный стресс. Театр при жизни Евгении Семеновны и после ее  смерти так и не сложился, но название прижилось. Два вечера – 3 и 4 ноября – здесь в ободранном зале, не приспособленном для подобных вещей, не имеющем оркестровой ямы, на небольшой сцене, среди скромных декораций в рамках проекта «Оперный Уикенд» прошел показ четырех камерных опер.

Четыре выпускника НМАУ им. Чайковского, молодые оперные режиссеры поставили по одной маленькой опере. Три из них сопровождал Государственный академический эстрадно-симфонический оркестр Украины, которым управлял ассистент- стажер класса симфонического дирижирования Владимира Кожухаря НМАУ Константин Старовицкий. Фактически, этот проект стал его выпускным экзаменом.

Начали с комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Рита», впервые увидевшей свет в 1860 году на сцене Оперы Комик в Париже и написанной почти двадцатью годами ранее.  Композитор, сочинивший более 70 опер разных жанров,  перемежает здесь разговорные диалоги и музыкальные номера. Написанная на французское либретто Г. Ваэза, в оригинале опера не исполнялась. Ее пели на итальянском. Текст на украинский перевел Анатолий Навроцкий, музыкальное переложение для квинтета духовых сделал Старовицкий. Опера перенесена на Лукьяновку с подмостков Муниципального музыкального театра для детей и юношества – КМАТОБа. Пели солисты театра: Дарья Литовченко – Рита, Александр Вознюк – Беппо и Павел Денисенко – Гаспар.

Г.Доницетти “Рита”; Рита – Дарья Литовченко, Беппо – Александр Вознюк.

Действие происходит в гостинице Риты, тираничной и вздорной жены Беппо. Жизнь пары внезапно нарушается прибытием пирата Гаспара, первого мужа Риты, считавшегося погибшим. Он тоже был уверен, что Рита сгорела во время пожара, и теперь вновь собрался жениться. Когда Гаспар встречается с Ритой, то в ужасе пытается бежать, но Беппо, увидев возможность избавиться от пощечин и тумаков деспотичной супруги, настаивает на том, что Гаспар – ее законный муж. Они разыгрывают Риту в карты, в результате  чего она понимает, что пора менять характер и остается с Беппо, а Гаспар отправляется в Алжир к новой невесте.

Режиссер Лада Шиленко, художник-постановщик Катерина Маркуш и дизайнер Марина Рыбалко перемещают действие в наше время, оснащая сцену современными неоновыми вывесками и прочей атрибутикой нашего века. Действие развивается очень стремительно, сначала интонации и манера игры кажутся несколько утрированными, но артисты быстро «входят в форму», а зрители привыкают к стилю исполнителей. Очень живенько и чистенько аккомпанирует квинтет духовых, которым ловко, порой включаясь в диалоги и подыгрывая персонажам, руководит К. Старовицкий. Все весело, мило, энергично и органично. Самым эмоциональным, разновекторным и голосистым в этом чудесном терцете смотрится и звучит отличный Беппо  Александра Вознюка.

Затем показали оперу Ирины Губаренко «Медведь». Ее автор (1959-2004) – дочь выдающегося украинского композитора-оперника Виталия Губаренко и известного музыковеда, профессора НМАУ Марины Черкашиной-Губаренко. Многие еще помнят прелестный советский фильм по пьесе А.Чехова с Ольгой Андровской и Михаилом Жаровым. Композитор сумела придать новый импульс, воплотить современным музыкальным языком комедию классика 19 века. Все исполнители отлично «жили» внутри своих героев, а не только пели выученные партии. Солисты тетра оперетты сопрано Соломия Приймак – «безутешная вдова» – выразительно «пугала» пистолетом соседа-кредитора (Дмитрий Воронов), пытавшегося выбить долг ее покойного мужа. «Медведь», в свою очередь, смешно и наиграно-грозно рычал «Бу-бу-бу-бу-бу, как я зол! Как я зол!!!» и вращал вытаращенными глазами. Партию «рассказчика» прекрасно «пропел» на рояле аккомпаниатор-пианист Евгений Фомин.

Ирина Губаренко: сцена из оперы “Медведь”. Слева – направо: С.Бортник, Дм.Воронов и С.Приймак

Но больше всех понравился солист Национальной филармонии тенор Сергей Бортник. Музыкант хорошо известен как исполнитель очень серьезного, сложного материала. Слышала его в баховских «Страстях» по Матфею, Иоанну, Марку и Луке. Он поет Ленского, Альфреда, Водемона и т.д. И вдруг – совершенно иное амплуа – яркая комическая роль, спетая не только выразительно и идеально интонационно, но и неимоверно ярко сыгранная! Браво! Замечательный, талантливейший артист!

Поставил спектакль режиссер Одесской Национальной оперы Антон Литвинов. Художник Сандра Крмаджян, дизайнер Полина Веллер. В этот вечер в Малой опере прошел одиннадцатый показ произведения И.Губаренко, прежде исполнявшегося в основном на фестивалях.

На следующий вечер было не менее интересно. Первой показали мистическую трагедию «Медиум», оперу на музыку и либретто Джанкарло Менотти, написанную по заказу Колумбийского университета. В университете же состоялось ее первое прослушивание 8 мая 1946 года. Затем оперу поставили 18-20 февраля 1947 года в театре «Хекшер» в Нью-Йорке. Премьера проходила вместе с другой оперой Менотти, хрестоматийным «Телефоном». Бродвейская постановка стартовала в театре «Этель Берримор» 1 мая с тем же составом артистов. Обе партитуры ожидал большой успех.  Впоследствии «Медиум» был снят на итальянском как фильм-опера. А в 1948-м получил театральную премию ТОНИ за лучший дизайн сцены. «Медиум» ставили в Киевском камерном театре “Дивный замок”. Спектакль – победитель краковского фестиваля “Схід-Захід” в номинациях “Лучший актерский коллектив” и “Лучший сценический дебют в Польше”.

По сюжету мать двоих взрослых детей и псевдо-медиум мадам Флора (пела меццо-сопрано, солистка КМАТОБа Анастасия Полищук) обманывает доверчивых клиентов с помощью детей – дочери и немого приемного сына. Но однажды «вечер перестает быть томным», и на очередном сеансе она сама ощущает присутствие потусторонних сил.  Партии остальных персонажей тоже поют солисты КМАТОБа Дарья Миколенко (дочь Моника),  посетители сеансов Мадам Нолан (Олеся Матей) и супруги Гобиньо  (Инна Калугина и Роман Лещев). Немую роль Тоби очень выразительно, “выпукло” провел артист хора Национальной оперы Сергей Дерун. Мимическую роль Духа сыграла Александра Шевелёва. Полное, глубокое сопрано Д.Миколенко особенно ярко звучало на высоких кульминациях. Все играли органично, искренне. Дух захватили сцены сумасшествия главной героини. После спектакля, узнав, что Насте Полищук всего 24 года, я испытала «культурный шок», настолько реалистично, актерски-достоверно, интонационно-выверено и проникновенно спела молодая солистка свою партию. Шаляпин в юбке!

Перевел на украинский и поставил оперу магистрант-режиссер НМАУ Александр Спиваковский. Художник Сандра Крмаджян, дизайнеры Лана Тесленко и Елена Майстра.

Завершил фестиваль одноактный зингшпиль В.А. Моцарта «Бастьен и Бастьенна». Немецкое либретто Ф.В. Вайскерна и И. A. Шахтнера перевел на украинский режиссер-постановщик Дмитрий Тодорюк – композитор, бард, актер и лауреат «Киевской пекторали» в двух номинациях за интересную постановку оперы «Груди Тересия» Франсиса Пуленка.

Сцена из оперы В.А.Моцарта “Бастьен и Бастьенна”. Бастьен – Д. Фощанка, Бастьенна – Д. Миколенко

Юный Вольфганг Амадей сочинил свою партитуру в возрасте 12 лет, еще мало понимая содержание этой музыкальной комедии. И в начале оперы страдающая от сомнений в верности возлюбленного, готовая к смерти Бастьенна совершенно безмятежно делится планами на самоубийство в ясных и светлых мажорных мелодиях.  Моцартовский зингшпиль – разговорно-музыкальная пьеса – повествует о любви, необоснованной ревности, ссорах и примирении двух молоденьких пастушков (сопрано Дарья Миколенко после антракта отлично провела совершенно стилистически-иную роль, ее патнером выступил тенор Дмитрий Фощанка, солисты КМАТОБа). Достичь гармонии им помогает деревенский колдун-шарлатан Колас (бас Александр Харламов).  В КМАТОБе опера идет два года в постановке Д.Тодорюка при участии этих же вокалистов. Новыми на фестивале «Оперный уикенд» стали декорации и костюмы Светланы Карповой, оркестр и дирижер. Пели и играли вполне достойно, хотя Моцарт – испытание не простое, оно под силу самым лучшим, и наиболее зрело прозвучали несколько красивых ансамблей. Фощанка сначала звучал хрипловато, но распелся. А высокий Харламов был «в голосе» и играл уверенно. Оркестр оказался  неплох, не считая парочки киксов валторны… Но кто из нас безгрешен?

Спектакль заявлен как «ситком-опера» и преподносится в виде съемок музыкального фильма. Действие перенесено в наше время, к чему, закаленному европейскими осовремененными постановками глазу, не привыкать. Впрочем, громкие русскоязычные реплики псевдо-режиссеров, перекрывающие зал из-за спин зрителей, резали ухо грубым диссонансом, прерывая и разрушая моцартовскую изысканность и высшую гармонию…

P.S. Накануне «Оперного уикенда» я побывала на проекте «Мистецьки экспедиции», с которым уже трижды предпринимала поездки (Ужгород, Винница, Острог) в обществе его идеолога Людмилы Гарарук. На этот раз она организовала дневной концерт-мастерскую «Оперная интервенция» в Архитектурном корпусе  КНУСА . Пели студент первого года бакалавриата Муниципальной академии музыки им. Р.Глиера бас/баритон Антон  Перегуда (класс корифея отечественной оперы Анатолия Кочерги) и преподаватель академии сопрано Ирина Украинец в сопровождении концертмейстера Ирины Пономаренко.

Парень звучал для своего юного возраста очень зрело, отлично проникая в образное содержание музыки, прекрасно вживаясь в поэтический текст, претворяя его в  музыкально-интонационную стройность. Крепко, ярко спел арии Моцарта, Чайковского, романсы Степового, Рахманинова. Что касается сопрано, то она в стартовой арии из вердиевского «Дона Карлоса» была еще не совсем «в голосе», но к монологу мадам Баттерфляй Джакомо Пуччини распелась, прозвучала весьма органично. Дальше оба солиста вполне справились с материалом. Правда, певица хорошо поет на форте,  почти избегая тихого звучания. В заключение она исполнила песню Наталки из лысенковской «малороссийской оперы», которую радостно приветствовали студенты-архитекторы.

Мы писали о недавнем концерте из произведений Г.Ф. Генделя в «Мистецьком Арсенале», ставшем «пробным  камнем» после барочных мастер-классов Ольги Пасичник, готовящей киевскую премьеру оперы «Ацис и Галатея» Г.Генделя.

26 ноября в НСК «Олимпийский» в рамках Open Opera Ukraine прозвучит повтор барочной «Дидоны и Энея» Генри Перселла. В Нацопере на днях состоялся вагнеровский вечер, который слушала в прямой радио-трансляции.  Пели здорово, хотя оркестр «хромал».

Ну что ж, «лед тронулся, господа присяжные заседатели!»: Перселл, Гендель, Моцарт, Вагнер, Менотти, И.Губаренко… И это не может не радовать.

Сокращенный вариант в газете “Зеркало недели”:

https://zn.ua/ART/malaya-zhivaya-opera-299738_.html