О детском джазе и трудностях роста

Газета “День” №18

 Джаз — искусство, рождающееся на глазах, точнее, ушах, присутствующих при «родах». Можно ли научиться его создавать или это исключительно природный дар — джазовая импровизация? Весь мир сегодня учится джазу: более 20 лет в большинстве американских, европейских и части российских музыкальных вузов ведется преподавание на джазовых факультетах. Джаз хранит и развивает все стили, сформировавшиеся в процессе его столетней истории: от ранних традиционного и диксиленда до сложнейших концептуальных free, модального, fusion и более поздних «мелких» течений. Свои негритянские корни он давно перерос, соединив достижения сложнейшего современного филармонического авангарда с «остаточными» родительскими чертами, в основном в области ритма. Для постижения этого сложного искусства нужно не только уметь импровизировать, но и иметь блестящую подготовку в области теории и истории музыки: знать классическую и джазовую гармонию, полифонию, анализ музыкальных форм, фольклор и разбираться в музыке, в том числе классической, плюс — не хуже «академических» музыкантов владеть своим инструментом, будь то голос, саксофон или рояль. Этот вывод напрашивается после контакта с искусством ведущих американских и европейских джазовых исполнителей, в последние годы гастролировавших в Киеве.

У нас тоже учат детей джазу, в Украине есть джазовые отделения в ряде музыкальных школ и училищ. Правда, в консерваториях до джаза пока не доходит, сильны наша провинциальная осторожность и консерватизм, да и с преподавательскими кадрами не просто: оплачивается педагогический труд более чем скромно, и преподавать идут альтруисты, которые жить без учеников не могут, либо музыканты, играющие «не очень», (впрочем, играть самому и научить этому других — вовсе не одно и то же). Недостаток государственного финансирования этой сферы музыкального образования вопиющ. И «классическим» специальностям средства выделяются мизерные, страдают все звенья музыкального образования: ДМШ, училища, консерватории. Нет ни инструментария, ни нот (недавно в Киеве закрылся последний нотный магазин: все равно торговать нечем, музыкальные издательства простаивают). Многие ДМШ не имеют собственных помещений, например, киевская ДМШ № 29, празднующая свое 30-летие, или знаменитое на весь мир училище Глиэра, которые «ютятся» на птичьих правах по чужим углам, арендуя все, что можно. А для того, чтобы научить джазу, то есть игре на электроинструментах или пению в микрофон, нужно иметь еще более сложное и подчас дорогостоящее оборудование, нежели при обучении на акустических инструментах.

В Киеве есть меценаты, поддерживающие джазовое движение: известный владелец сети ресторанов Эрик Айгнер, клуб которого «44» — «рассадник» джаза в Украине. Именно под его эгидой прошли у нас концерты подлинных звезд мирового джаза: саксофониста Эрни Уоттса, суперклавишника Джо Завинула и его «Синдиката», гитаристов Эдуардо Ниеблы и Джона Маклафлина, басистов Дина Брауна и Виктора Бейли, ударника Билли Кобема, мультиинструменталистов братьев Мутшпиль. В его заведении нередко дебютируют и молодые исполнители. А теперь появился еще один подлинный почитатель музыкального движения в Украине, заявивший о целой программе в этой области: по инициативе и при поддержке автомобильного концерна на днях в «44» прошла презентация диска «Атлант-М — первый детский джазовый фестиваль», проходивший здесь же, в «44». Это был трехдневный детский праздник, участниками которого стали лучшие юные джазмены, ученики киевских ДМШ. Финансирование компанией фестиваля (а дети получили небольшие денежные гонорары, прекрасное угощение, подарки и незабываемую атмосферу радостного праздника, царившую на протяжении трех дней) и выпуска 1000 экземпляров записанного в его ходе CD — явление в нашей жизни редкое. Диск представляет определенный интерес: дети поют и играют под аккомпанемент стейдж-бэнда «Схід- Side» — одной из профессиональнейших украинских джазовых инструментальных групп. Выступления юных джазистов привлекательны непосредственностью и наивностью, о современных стилях говорить пока рановато, дети вращаются в области «не позже свинга», многое из показанного «выучено», но и это радует. Впрочем, среди участников есть уже зрелые музыканты, например, победительница многих международных фестивалей 13-летняя вокалистка Юля Головань. Вместе с детьми в концертах участвовали взрослые мастера: дуэт Юлии Ромы (вокал) и Наталии Лебедевой (клавишные), девичий вокальный квинтет «Beauty Band» и зарубежные гости: певица из Сан-Франциско Дениз Перьe в сопровождении питерского клавишника Андрея Кондакова. Ведущим фестиваля, сопродюссером (вместе с Юлией Кажарской из «Атланта-М»), и «отцом» всех тридцати шести-пятнадцатилетних участников фестиваля стал популярный радиокомментатор Алексей Коган.

На цивилизованном Западе нет ни одного непопсового коллектива, будь то симфонический или джазовый оркестр, фольклорный ансамбль или театр, не имеющего солидного спонсора. Меценатство там — явление традиционное, даже обязательное. Например, Мюнхенский симфонический оркестр во всех своих афишах и программках рекламирует своего спонсора, концерн «Ауди». И здесь нам пока есть чему учиться. Однако первые ласточки радуют, объявлен прием заявок от желающих участвовать в следующем фестивале, предполагаемом через год. Фестиваль и детский диск усилиями устроителей обещают стать традиционными и выйти на международный уровень.

Ольга КИЗЛОВА