Пророк в своем отечестве

Гитарист Энвер Измайлов пожелает киевлянам «шерефе»

В составе трио и как солист — гитарист Энвер объездил полсвета, 3—4 раза в году работая в далеких краях. Играл во многих странах Европы (кроме, к сожалению, Испании, родины гитары, где он надеется еще побывать). Недавно гастролировал в Бразилии, где выступал с концертной программой и участвовал в создании музыки к кинофильму, содержание которого связано с актуальными проблемами спасения лесов Амазонии. Сейчас он продумывает возможности подключения бразильского проекта к решению не менее сложных проблем по сбережению экологии его родного Черного моря. Общаясь с этим открытым, приветливым, добрым и красивым человеком, понимаешь, почему все, что он делает на сцене и в жизни, так нравится людям. Он вкладывает в свою музыку, порой сложную, требующую напряженного восприятия, а чаще открытую, светлую, простую (а простота — высшая степень мастерства) жизненную мудрость, высокую культуру и широкий взгляд музыканта, впитавшего и обобщившего народный мелос востока и запада вместе с ритмами, гармонией, техникой и звуковой манерой лучших джазовых исполнителей. Среди любимых гитаристов он называет Эла ди Миолу, Карлоса Сантану, Эдди ван Халлана, Риччи Блекмора. В импровизациях Измайлова тесно переплетаются интонационная природа его родной татарской музыки с отзвуками всей восточной мелодики и джазовыми ритмами, и происходит это совершенно естественно и просто. У него есть чему поучиться. Его периодически приглашают поработать в музыкальные вузы других стран: еще в 1991-м он преподавал в Финской Музыкальной Академии им. Яна Сибелиуса, а в прошедшем декабре провел мастер-класс в Молдавской консерватории. Он — лауреат многочисленных зарубежных и отечественных джазовых фестивалей, одному из первых наших джазовых музыкантов ему было присвоено звание заслуженного артиста, в 1995 году он был признан музыкальными критиками Украины «Музыкантом года». Но он напрочь лишен какого бы то ни было снобизма, оставаясь открытым, глубоко интеллигентным человеком в любой ситуации.

Его оригинальная манера игры всеми десятью пальцами обеих рук отличается от изредка применяемой на западе аналогичной гитарной техники, которая там называется «тэпинг» (от англ. «tap» — стучать и «type» — печатать на машинке). Но техническое совершенство крымчанина является лишь средством воплощения его ясной приветливой музыки. Недавно в декабре он играл в Национальной опере в концерте «Нові мелодії Різдвяної ночі», сразу же подкупив не слишком готовую к восприятию джаза публику. Его исполнение обработки украинской народной песни «Ой, чорна я си чорна» и напористой джаз-роковой в народном стиле композиции с применением 10-пальцевой техники и очень четким идеальным «слэпом» (slap — шлепок) очень понравились слушателям. Он и с публикой общается по-свойски, подкупая сердце шутками, вроде «удара» в собственную скулу в конце импровизации.

Энвер — отец двух дочерей: Гульмиры, имя которой переводится с татарского как «цветок мира» и Ление — молодой талантливой джазовой певицы.

Киевское музыкальное агентство «Театр джаза» при поддержке Генеральной Дирекции по обслуживанию иностранных представительств 23 февраля на сцене Дома офицеров организует концерт, в котором выступит Энвер Измайлов вместе с дочерью Ление Измайловой. В концерте участвуют Наркет Рамазанов — саксофон, флейта; Нариман Умеров — аккордеон; Рустем Налбандов и Рустем Бари — ударные; и Ленора Османова — танцы. Концерт назван «ШЕРЕФЕ», что с татарского переводится как «будем здоровы!». Что ж, поспешим услышать и увидеть!

Ольга КИЗЛОВА

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.