Украинский музыкальный театр: новое и старое

Фото газеты «Думская» (Одесса, «Орфей и Эвридика»), Анны Аргировой (Львов, «Алкид») и МКЦ им. Ивана Козловского Национальной оперетты Украины

На днях в одном из четырех филиалов Национальной оперетты – МКЦ (Арт-центре) им. Ивана Козловского на Крещатике 50-б – был организован «круглый стол». Он состоялся в рамках Второго Международного конкурса-лаборатории Musical Art Project, прошедшего 7-11 сентября 2018 года по инициативе киевской оперетты.

В мероприятии участвовали «актив» театра  – его директор Богдан Струтинский и  сценограф и режиссер Александр Билозуб. А также актриса и режиссер театра «На левом берегу Днепра», лауреат нескольких театральных премий Тамара Трунова и критики Олег Вергелис и Любовь Морозова. В небольшом зале собрались участники конкурса-лаборатории: молодые украинские режиссеры, студенты театральных вузов и несколько журналистов. Разговор длился два часа. Струтинский произнес вступительный ободряющий спич. Вергелис отметил, что сегодня в театральных вузах учится на контрактной основе огромное число – 100-200 студентов – актеров и режиссеров, многие из которых представляют собой балласт, и задача конкурса-лаборатории  вывести на сцену наиболее талантливых молодых режиссеров, не дать пройти вперед бездарностям.

Сцена из постановки “Орфея и Эвридики” в Национальной опере Одессы
Орфей и Эвридика
Сцена из оперы Х.В.Глюка в Одесской опере

 

Что происходит нового в музыкальном театре Украины? В июне в Одессе дирижер Игорь Чернецкий, дебютант-режиссер Павел Кошка (ведущий местного «Просто Радио»), художник Петр Богомазов, хормейстер Леонид Бутенко и хореограф Алексей Скляренко, работавший до того в основном в драматическом театре, в частности, с Романом Виктюком, поставили в Национальной опере Одессы «Орфея и Эвридику» К.В.Глюка. В осовремененной внешне опере отдельной фишкой стали надетые на Орфея 3D-очки для опознания в загробном мире супруги. В остальном одесситы ничем не нарушили партитуры венского классика, созданной в 1762 году.

Опера “Алкид” в Сквиржском замке (Львов) 
“Дон Жуан” Моцарта в Северодонецке

А в конце августа в Северодонецке показали оперу В.А.Моцарта «Дон Жуан». В совместном проекте, организованном VladOpera e.V. (Германия) заняты представители еще пяти стран. Действие перенесено в наши дни, и идея созидания, столь остро звучащая в двадцати километрах от линии фронта, стала главным мотивом.

Все три постановки не содержали вычурных декораций, костюмов и реквизита, сюжеты были «осовременены» в духе европейского музыкального театра. О музыкальном качестве судить по картинкам не приходится, надеюсь, музыка прозвучала достойно.

Работавший много лет в театре им. И.Франка и во Франции и Венгрии режиссер Александр Билозуб, рассказал о своем зарубежном опыте. Ответил на вопросы молодых коллег, напомнил, что театр творит для публики, но без личного ощущения материала, вложенного режиссером в процесс создания спектакля, он не будет живым и интересным.

Режиссеры Тамара Трунова и Александр Билозуб

Яркая, скромная, умная, завоевавшая признание публики и критики Тамара Трунова призналась, что в процессе вчитывания в незнакомую пьесу постепенно вживается в нее, она становится близкой, возникает понимание того, как воплотить ее на сцене. Сказала, что любит музыку и, отталкиваясь от нее, строит режиссерский замысел музыкальных спектаклей. Напомню, что Тамара поставила год назад знаменитую барочную оперу англичанина Генри Перселла «Дидона и Эней», получившую одобрение прессы и зрителей. Опера шла под баттутой сына нашего дирижера Владимира Кожухаря – Назара – скрипача и дирижера, специализирующегося на барочной музыке.

К сожалению, не пригласили на разговор специалистов в зарубежной классической и современной опере, завсегдатаев европейских оперных фестивалей и премьер – профессора Национальной музыкальной академии им. П.Чайковского М. Р. Черкашину-Губаренко и молодую оперную критикессу Анну Ставиченко. Да и вашей покорной слуге, побывавшей на почти десятке спектаклей Гамбургской Государственной оперы, было бы что сказать, спроси ее об этом организаторы… Например, о том, что все просмотренные в Гамбурге спектакли шли в переполненном зале. Что на премьерах там обязательно присутствует руководство города. Что все постановки осуществлены при минимальном количестве декораций и костюмов. Что прослушанные в Гамбурге оперы Верди, например авторская пятичасовая версия «Дона Карлоса», воспринимаются на одном дыхании, с огромным неослабевающим интересом. И что киевская постановка, идущая в более поздней сокращенной редакции, и выдержанная в духе ХІХ века, после Гамбурга была скучна, не смотря на кринолины, помпезные декорации и надрывное пение солистов…  После Гамбурга мне было с чем сравнить нашу «Травиату» и «Реквием», никогда не шедшего у нас барочного 1640 года «Улисса» Клаудио Монтеверди, поставленного в аутентичном ключе, «Кармен» Ж.Бизе, неизвестную у нас вердиевскую «Луизу Миллер», балеты «Русалочка» на музыку Леры Ауэрбах и «Дузе» по партитурам Б.Бриттена и А.Пярта…

Джон Ноймайер “Русалочка” на музыку Леры Ауэрбах в Гамбурге

Повторяю, минимум атрибутики и максимум высокого музыкального качества – в основном приглашенные со всего мира солисты, режиссеры и дирижеры. Именно на звездные гонорары, а не на пыльные декорации и сотни париков, приклеенных бород и сусальное золото уходит значительная часть финансирования постановок в современных европейских театрах. В Гамбурге «Дон Карлос» идет в интерпретации Петера Конвичного – выдающегося режиссера ХХ века. А хореография Джона Ноймайера не требует рекомендаций – это Петипа нашего времени, продуцирующий балеты по всему миру.

И еще. У нас стали иногда приглашать участвовать в постановках работающих  за рубежом наших экс- и еще числящихся в труппе Нацоперы солистов – сопрано Людмилу Монастырскую, тенора Мишу Дидыка и других. Хотя прежде всех, потянувшихся за кордон, из труппы Нацоперы гнали без размышлений. Это хорошо, поскольку повысилась посещаемость наших спектаклей, поднялся  интерес публики. Недавно балет Л.Минкуса «Баядерка» c участием канадского премьера Мэтью Голдинга даже сняли для телеканала Mezzo.

На вопрос о том, где в интернете можно посмотреть записи зарубежных музыкальных постановок, ведущие встречи ответить не смогли. Наверное, самый простой путь – ежедневные передачи каналов Mezzo и Medici, круглосуточно крутящих лучший музыкальный контент от мюзиклов и джаза до опер и балетов…

Жан Ануй в постановке Анны Горянской

На следующий день здесь же прошел просмотр допущенных в финал конкурса-лаборатории трех постановок молодых режиссеров: харьковчанки Софии Мельниковой, турецкого режиссера Nuri Nalbantoğlu и киевлянки Анны Горянской.

Победительницей единодушным решением была признана Горянская с эскизом “Оркестр” по Жану Аную. Роли сыграли артисты Национальной оперетты Украины  Евгений Прудник, Кирилл Басковский, Петр Челяли, Алексей Кириллов, Владимир Одринский.

Глава жюри и инициатор конкурса-лаборатории Богдан Струтинский поздравил Анну и отметил, что по условиям конкурса, спектакль “Оркестр” получает грант на постановку в сценическом пространстве Арт-центра Козловского либо на новой “Сцене 77” Киевского Национального театра оперетты. Поздравляем.

https://mind.ua/ru/openmind/20188587-klassiki-i-sovremenniki-chem-zhivet-ukrainskij-muzykalnyj-teatr