Украинский хит от Пласидо Доминго

Пласидо Доминго – один из знаменитых «трех теноров», приблизивших в конце ХХ века классическую оперу к широкому кругу слушателей, сделавших оперу демократичным, почти массовым жанром. Легендарное трио – Доминго, Лучано  Паваротти и Хосе Каррерас – с 1990 года собирало огромные стадионы и городские площади слушателей, наслаждавшихся звучанием великолепных голосов выдающихся оперных солистов, исполнявших фрагменты классических опер, народные итальянские и испанские песни и другой известный академический теноровый репертуар. Слава и успех этого ансамбля был ошеломляющим, грандиозным, эпическим!

Похожая картина аншлага и восторга открылась слушателям столичного дворца «Украина»  на днях, 13 февраля 2019 года. Великий тенор впервые посетил нашу страну.  Зрительный зал был полон до краев. Концерт начался с небольшим опозданием и длился с коротким антрактом более трех часов. И 78-летний маэстро пел, как в молодости – легко владея всеми узнаваемым, прекрасным, чистым, глубоким голосом, и так же легко поднимаясь на небольшой подиум перед аккомпанировавшим Национальным симфоническим оркестром Украины. С ним приехали еще трое солистов – его сын, приятный «эстрадный» баритон  Пласидо Доминго- младший и два отличных, хорошо известных в оперном мире  сопрано:  латышская примадонна Кристине Ополайс (39 лет) и его давняя партнерша немецко-американская певица Микаэла Оэсте (ей 37). Обе солистки в расцвете творческих сил, обладают красивыми голосами (голос Кристине ближе к лирико-драматическому тембру, а Микаэлы – лирико-колоратурному сопрано) и гастролируют в ведущих театрах мира. Особенно титулована латышка, поющая в Мет, Ла Скала, Берлине, Вене, Ковент-Гардене и Баварской опере.  Дирижировал каталонский маэстро Жорди Бернасе, в свои 42 года известный не только в Испании, но и в Европе и США.

Википедия сообщает: «Пласидо Доминго — испанский оперный певец, лирико-драматический тенор, с 2009 года исполняющий наряду с теноровыми партии баритонового репертуара, генеральный директор Лос-Анджелесской оперы. За более чем полувековую карьеру на сцене в разных странах мира Доминго исполнил 150 ведущих оперных партий, больше чем любой другой оперный певец. Провёл более 300 вечеров в оркестровой яме или за дирижёрским пультом, всего участвовал более чем в 3900 представлениях. Записал более 100 выступлений, представляющие собой полнометражные оперные спектакли, сольные записи и дуэты. Не менее 21 раза открывал сезоны в Метрополитен-опера, побив рекорд Энрико  Карузо».

Начался концерт увертюрой к опере Дж.Верди «Сила судьбы». Оркестр играл отлично – выразительно, то страстно и драматично, то затаенно и нежно. Прекрасно звучали соло деревянных духовых и арфы, групповые мощные аккорды меди.  Состав оркестра «аккомпанирующий», небольшой – шесть пультов первых скрипок. Компактное, ровное, прозрачное звучание струнных на протяжении всего концерта радовало слух придирчивого меломана.

Выход маэстро сопровождался радостным приветствием зала. Первой прозвучала ария Макбета из одноименной оперы Верди. Певец в прекрасной форме, его голос  отлично подается в зал и воспринимается на пиано и по-прежнему ярко «раскрывается» на высоких нотах и кульминациях. При этом никакого надрыва, форсирования, видимых усилий. Затем – выразительная ария в исполнении Кристине Ополайс (А.Каталани, ария Валли).   В концерте исполнялось  много дуэтов. Знаменитый драматичный дуэт Жермона и Виолетты  из «Травиаты» сочетал благородство и отчаяние, страсти и страдания героев.

Оркестр сыграл увертюру к «Сицилийской вечерне». Идеальные унисоны струнных, красивый тембр виолончелей на фоне дуэта флейт – музыка благородных вердиевских интонаций…

Доминго вывел другую партнершу – элегантную американку Микаэлу Оэсте. И они пропели нежный, красивейший дуэт из оперы Жюля Массне «Таис». Замечательно солировала  на фоне нежной арфы Натальи Измайловой  скрипка  в руках молодого концертмейстера оркестра Максима Гринченко. Зал слушал, затаив дыхание, оказывается, в Киеве много тонких ценителей оперы, некоторые из которых тихонько подпевали солистам…

Микаэла нежно, утонченно спела знаменитый оперный хит – арию Лауретты «O mio babbino caro» из оперы Пуччини «Джанни Скикки».

Кристине в своем пышном черном платье исполнила арию Маргариты из «Мефистофеля» А.Бойто (дополнил картину прекрасный терцет флейт). И заключил первое отделение маэстро Доминго, исполнивший арию Жерара из «Андре Шенье» У.Джордано. Он блестяще, превосходно закончил  «баритональный» раздел выступления в первом отделении (для баритона написана и партия Жермона в «Травиате»).

Маэстро Доминго и Кристине Ополайс (сопрано, Латвия)

Второе отделение было продолжительнее и «легче» по содержанию.  Обе солистки переоделись в яркие красные наряды. Прозвучали арии и дуэты из знаменитых оперетт, сарсуэл и мюзиклов. Но самым большим сюрпризом оказалась наша народная песня «Черные брови, карие очи», которую, как объяснил господин Доминго, он накануне специально разучил из Youtube,  услышав в исполенении нашего легендарного тенора Анатолия Соловьяненко. Ею открылась вторая часть концерта. Браво!

П.Доминго и Микаэла Оэсте (сопрано, США)

Микаэла ярко, задорно спела арию Сильвы из одноименной оперетты И.Кальмана. Затем Доминго и Кристине исполнили дуэт Ф.Легара из «Веселой вдовы». Увертюру к «Летучей мыши»  Иоганна Штрауса искрометно «прошпилил» оркестр. Прозвучал знаменитый дуэт из «Вестсайдской истории» Л.Бернстайна (Доминго-Оэсте). Сын звезды – баритон Пласидо Доминго-младший спел фрагмент из сарсуэллы Альваро Каррильо Sabor a Mi, потом с отцом нежный дуэт Армандо Монсанеро Аdoro. Оригинальной, горячей испанской интонацией пронизана оркестровая Интермедия Геронимо Хименоса из сарсуэллы «Свадьба Луиса Алонсо». И еще три фрагмента из сарсуэл спели Доминго и его партнерши.

К слову о языке в опере. В прошлом номере газеты вышла статья «об опере на украинском как нациеобразующем проекте». Никоим образом, не умаляя значения украинского языка в нашей жизни, в стратегии построения независимой Украины, выражу собственное субъективное мнение.  И опорой мне послужит данный концерт. В нем звучали произведения на итальянском, испанском, французском, немецком, английском, чешском и украинском языках.

Язык – неотъемлемая часть вокальной музыки, в частности, оперы, один из ее выразительных элементов. Вспомним теорию академика Бориса Асафьева об общности речевой и музыкальной интонации. Говоря проще, никто не станет возражать, что немецкая музыка кардинально отличается от китайской, индийской или арабской. Так же, как названные языки. Можно, конечно, петь итальянские оперы по-немецки в Германии и на украинском у нас. Впрочем, как говорил г-н Голохвастов «Но… зачем же?! Это ж ведь очень и очень!»…

Представьте, в финале концерта после пяти или шести «бисовок» Кристине Ополайс спела арию Русалки из одноименной оперы Антонина Дворжака на чешском (именно так идет опера славянского классика в мире).

Супер фото маэстро Пласидо

А завершился концерт знаменитыми латиноамериканскими хитами Bésame mucho и Granada. Наши оркестранты, общавшиеся с мэтром во время репетиций,  рассказали, что маэстро Доминго – сама доброта, открытость, человеколюбие и отсутствие звездности.  Атмосфера радостного праздника и высокая музыкальная культура царили под сводами дворца на протяжении трех часов и не покинули сердец совершенно счастливых слушателей ни в этот вечер, ни спустя время…

И последняя деталь: порадовала звукорежиссура. Солисты, оркестр были верно «вызвучены», ни разу не возникло никаких помех (с ужасом вспоминаю халтурную работу звукорежиссера во время концерта здесь же, в “Украине”  посвященного 100-летию оркестра в конце ноября.)

 

Сокращенный вариант напечатан в газете “Зеркало недели. Украина” https://zn.ua/ART/ukrainskiy-hit-ot-plasido-domingo-309114_.html