“Интеллектуалы” и “энергетики” cобрались в Донецке на фестивале ДоДж-2005

Джазовое движение в нашей стране довольно интенсивно, особенно в сравнении со штилем первых независимых лет. Качественно и уверенно развернули крылья одесский Джаз-Карнавал, фестиваль под окнами Дома Волошина на набережной Коктебеля, Джаз на Днепре в Днепропетровске, фесты в Виннице, Черновцах, Львове, несколько джазовых фестивальных проектов в Киеве и, наконец, донецкий ДоДж. Он имеет давнюю историю, начатую еще во времена совковой комсомолии, в 1969-м. Молодцы были тогда джазовые музыканты, умели приспособиться к условиям идеологического, да и творческого подавления. Донецкий Джаз стал всесоюзной джазовой отдушиной, форточкой, дающей глоток свежего джазового воздуха. Потом форточку прикрыли, и о фестивале забыли. В новые времена возрождение феста и его дальнейшее существование связаны с именем команды ICMG под предводительством продюсера Александра Серого.

ТРИ ДНЯ-ТРИ ГОРОДА

ДоДж-2005, как и его предшественники, проходил три дня. Однако не в одном Донецке, а еще и в Киеве и Москве. В Донецке с утра прошли конкурсные прослушивания молодых джазменов, а вечером — концерт взрослых участников фестиваля и выступление двух свежеиспеченных юниоров-победителей. А на закуску — ночной джем-сейшн. То есть все фестивальные донецкие мероприятия прошли в течение одного дня. Нагрузка на всех «активных» участников была очень велика (я имею в виду жюри, артистов, слушателей конкурса ДоДж-junior, организаторов, да и публику, посетившую основной фестивальный концерт, который шел до 2-х часов ночи). Потом значительная часть арт-команды перелетела в Киев, чтобы выступить на двух площадках — в «Театре на Печерске» и в клубе «Персона». После Киева ДоДж уже предстал перед публикой московского клуба «Jazz Town».

Но вернемся в Донецк. Раннее утро фестиваля было отдано конкурсу молодых джазовых исполнителей. На его первом этапе было подано 132 заявки. Отборочное жюри выделило 12 наиболее профессиональных музыкантов, которые и состязались в мастерстве. Были представлены молодые музыканты Донецка, Киева, Москвы и Ростова- на-Дону. Премии распределились так: гран-при и $10000 не были присуждены. Первую премию получили два номинанта: пианист Алексей Чернаков, Москва, 16 лет, студент Гнесинского училища (принят прямо на III курс в класс Игоря Бриля) и московский же коллектив с оригинальным названием «Ансамбль №1» из студентов Гнесинской академии (класс Александра Осейчука). Вторая премия досталась Андрею Красильникову и донецкой группе B complete. Третьюполучили команда Impression из Киева (солистка — молодая певица Аня Коханчик) и биг-бэнд Днепропетровского музыкального училища им. Глинки под управлением Юрия Паламарчука. Дипломами жюри отметило лучших инструменталистов: бас-гитара — Данилевич Сергей, перкуссия — Рамазанов Рафет, вокал — Коханчик Анна, контрабас — Белоусов Дмитрий, тенор- саксофон — Остапчук Олег, альт- саксофон — Красильников Андрей, труба — Речкалов Евгений, гитара — Павлов Александр, а также авторскую композицию «Клаустрофобия» Алексея Чернакова и аранжировки Рады Покаржевской (Донецк, «B-complete»).

БЕЗ ЧУВСТВА ЮМОРА НЕЛЬЗЯ

Лешу Чернакова я слышала впервые около года назад в г. Южном под Одессой на детском джазовом фестивале памяти Леонида Утесова. Он, тогда еще 15-летний ученик московской ДМШ, уверенно взял гран-при, переиграв около 250-ти соперников. Нынче в марте, побывав на концертах Первого московского международного конкурса молодых пианистов, я вновь была захвачена зрелостью и креативностью его искусства. ДоДж подтвердил талант и мастерство молодого исполнителя в третий раз.

Игорь БРИЛЬ, пианист, профессор Гнесинской академии, неизменный председатель жюри ДоДж-junior:

— Мастерство джазмена включает в себя все абсолютно: владение жанром, шоу, если позволяют рамки конкретного стиля, ощущение себя в процессе исполнения, а это подразумевает чувство юмора. Все вместе.

— Как вы оцениваете творческие возможности и перспективы сегодняшнего победителя, вашего ученика Алексея Чернакова, яркого музыканта?

— Конечно, и в собственных композициях, и в аранжировках творчество у Алексея во главе угла. Плюсом является и его работоспособность, поразительная неотвлеченность от всего остального, житейского: он отличный организатор, способный прекрасно организовать репетицию, добиться точного исполнения замысла. В связи с этим вспомню мнение Марсиаля Солаля, французского пианиста, о критериях, по которым можно судить музыканта: фантазийность, владение инструментом и формой. Все это присуще Чернакову.

Игорь Бриль не случайно вспомнил о Солале: выдающийся европейский мастер играет очень ярко, его фантазия и стилистика разнообразны, сложны и многоплановы. Слушая Чернакова в Донецке, я часто вспоминала манеру француза, которого слушала в Москве, ощутив сильное пересечение двух личностей — 70-летнего европейского метра и 16-летнего россиянина.

Хорошее впечатление оставили молодые донетчане из «B-complete». Особенно привлекла их лидер — вокалистка Рада Покаржевская, студентка Академии им. Прокофьева. Она мастерски «снимает» произведения с аудиограмм, дополняет собственными аранжировками и оригинальной исполнительской манерой. Коллектив (а певице помогали вокальное трио и инструментальный ансамбль) выглядел очень индивидуально, современно и профессионально, исполняя этносмесь латины и фьюжна.

«КАВКАЗСКИЙ ВОЗДУХ»

Вечером начался большой фестивальный концерт. Первой на сцену поднялась певица из Грузии Нино Катамадзе. Нино легко полюбить, но с ней сложно расстаться. После выступления «Insight» хочется броситься покупать билет в Тбилиси и лететь вслед за этим сказочным голосом… Песни джаз- фанк феи, исполняемые на неведомом грузинском языке, остаются где-то глубоко внутри тебя и их не хочется отпускать! Жемчужина вокала Нино гармонично обрамляется великолепным релаксирующим миксом грузинского фольклора и джазовых импровизаций музыкантов INSIGHT’а. Я ловила себя на ощущении возникающей в зале атмосферы чистого свежего дыхания кавказского воздуха, мягкого женственного начала, буквально мистического благоговения, вызываемого певицей у слушателей. Нино много улыбается и смеется во время выступления, она как будто находится в состоянии светлого транса. Этому способствуют и ее красивое лицо, простые наряд и прическа, отсутствие грима, полная открытость чувств и мыслей. У нее совершенно особенная вокальная манера и техника. Певица как будто помогает себе и слушателям руками, вышагиванием по сцене, изгибами тела, редкими странно-неуклюжими жестами, даже прыжками. Она не боится естественности. Эта артистка не заботится о том, как она будет выглядеть, и ведет себя на сцене по велению сердца: волшебница, покоряющая и очищающая души людей. Ее позитивная энергетика колоссальна и не только стихийно-интуитивна. Многие композиции имеют очень значительную протяженность, в ходе их развития возникают чередующиеся сильные динамические подъемы и спады, временами мне казалось, что я ощущаю буквально симфоническое развитие драматургии композиций. Она использует множество перкуссионных «примочек». В ее руках все превращается в музыку. Даже целлофан от подаренных цветов, которым она очень нежно и мягко пошуршала перед микрофоном, привнес в атмосферу зала дополнительную позитивную эмоцию. Ломкое, огромного диапазона меццо-сопрано Катамадзе несет в себе изначальную политембральность. Немудрено — ведь Нино родилась и выросла в Грузии, окончила Батумское музучилище, впитала культуру своего народа, многому научилась у живших в Кобулети рядом с грузинами греков. На ее становление наибольшее влияние оказала красота родного края: гор, моря, свежего ветра, солнца, цветов, запахов родной земли. Ее детскость одновременно выражает вечную мудрость и глубокие непреходящие ценности. Ей есть чем поделиться со своими слушателями, она популярна на Западе, и мы счастливы, что приобщились к искусству большого мастера.

ПОБЕДИЛА МУЗЫКА

Играть после артиста такого уровня очень непросто. Хочется отметить, что организаторы фестиваля не учли этого момента, и драматургия концерта оказалась «сбитой с ритма». Вторыми в этот вечер были участники киевского квинтета Александра Рукомойникова.

В его составе попеременно солировали и ансамблировали два крепких, мощных саксофониста-сопраниста-тенориста: Рукомойников и киевский немец Гетц Грюнберг, несколько лет работающий в наших клубах. Вместе с ними на сцене были пианист Алексей Саранчин, бас- гитарист Игорь Закус и барабанщик Алекс Фантаев — все признанные мастера, виртуозы, известные киевские профи. Играли ярко, мощно, энергично, но осталось ощущение прямолинейности, нетонкости, нечуткости. Несколько лет назад после концерта известных французских музыкантов, выходя из зала, я услышала одобрительное замечание слушателей по поводу их игры: «Жабоеды валят конкретно». Именно так на языке музыкантского сленга можно обозначить стиль, в котором отыграли киевляне. Впрочем, Грюнберг «чесал» на теноре и сопрано как бы между прочим. Рукомойников имеет звук мощности вожака стада слонов. Саранчин «шпилил» как реактивный самолет. Закус стоял как скала, а Фантаев выделывал свои традиционные акробатические номера палочками, лицом, глазами, ногами и всем, чем хочешь. Выступление квинтета выглядело как дуэт-состязание, в котором, безусловно, победила музыка. Впрочем, удивить стандартами можно лишь при условии супервысокого класса игры, потому что в джазе это — как в академической музыке играть Баха.

В концерте участвовала и юная донетчанка Маша Степаненко в сопровождении взрослого инструментального октета. Отработали добросовестно, но у этой исполнительницы еще многое впереди, и главное для нее сейчас — учеба. А учиться на таком фестивале, как ДоДж, ох как приятно и результативно. В окружении таких-то звезд! И если в Донецке она отпела программу скорее по-ученически, то в Киеве в Новом театре на Печерске — в камерном зале — появился и драйв, и кайф.

Порадовал латиноамериканский ансамбль Jazzinho, в настоящее время обитающий в Англии. Этот один из моднейших джазово- боссановных европейских коллективов, постоянно участвующий в главном европейском фестивале в Монтрё. Его солистка-вокалистка Гуида Де Пальма — явление неординарное и яркое. Она не только опытная исполнительница со своей собственной техникой и стилистикой. Гуида — полная противоположность Катамадзе. Она очень эротична, и в своем арсенале имеет не только музыкальные, но и танцевально-ритмические приемы, поддерживая интерес публики на высоком градусе напряжения.

Трио американского гитариста Дина Брауна уже известно в Киеве. Он выступал здесь несколько раз. Донетчане услышали его впервые. И не были разочарованы. Ему помогали отличные и именитые партнеры: бас-гитарист Стив Логан — могучий темнокожий красавец и барабанщик — поляк Кшиштоф Завадский. Брауна мало слышать, его нужно видеть. Его грубоватый, а временами изысканный фьюжн — с частыми ритмическими и тональными «перебивками», ускорениями и замедлениями, даун-бит, подчеркивающий каждую долю, вводит слушателей в мощный драйв. Браун — с длинными прямыми волосами, некрасивый и одновременно привлекательный, непрерывно двигается, дергается, скачет, меняется в лице, приплясывает.

Последними были киевляне — коллектив «Ночной квартал», но усталость и перегруженность программы не дали возможности воспринимать их более внимательно, как они того, возможно, заслужили.

В Киеве к вышеописанной джазовой команде присоединились отличные ребята из Ethnovation, что играют этномодальный фьюжн, в котором удачно объединены украинская, сербская, татарская, армянская этнические мелодии в сочетании с современными джазовыми стандартами, а также авторскими композициями современного авангардного направления. Во главе ее стоит очень молодой скрипач- пианист-композитор-аранжировщик Усейн Бекиров. Ему пока не достает чуть-чуть «школы», но поскольку Усейн очень талантливый музыкант, скоро мы убедимся в явном прогрессе. Его коллектив выступал уже на прошлом ДоДже, правда, под другим названием: Freenational Band, произведя фурор и вызвав наибольший ажиотаж среди конкрусных выступлений.

Итак, фестиваль отшумел и, как сказал на итоговой пресс-конференции Алексей Коган — неизменный ведущий Доджа, а теперь еще и линейный продюсер фестиваля: «ДоДж2005 получился самым удачным, самым насыщенным, самым разнообразным, а конкурс был сильнее, чем во все предыдущие годы». Мы словно в разрезе увидели благодаря шикарным исполнителям две тенденции, царящие в современном джазе: интеллектуальную — европейскую и энергетичную — американскую. Обе они частично используют технический и выразительный арсенал друг друга, взаимно обогащаясь и проникая одна в другую… Нам же, слушателям, остается, не задумываясь над тенденциями, просто впитывать весь этот джаз и жить предвкушением ДоДж2006. Благо в этом году не подвел постоянный партнер донецкого джаза — компания «Азмол», а помог ему и организаторам в этом оператор мобильной связи «Life».

Ольга КИЗЛОВА