Leopolis-2018: первый пошел

Фото Александра Зубко, Володимира Осипенко, Дмитрия Туйона и страницы Leopolis Jazz Fest 2018 (FB)

Львовский джазовый фестиваль прошел восьмой раз. У него появились новые источники финансирования и новое название: Leopolis Jazz Fest, но остались сформировавшиеся за прошедшие годы традиции. Высокий уровень фестиваля сохранился прежним, артисты приехали колоссальные, каждый день подарил новые свежие впечатления, и каждый слушатель нашел то, что искал.

Алексей Коган и Наталья Горбачевская – отец и мать ФЕСТИВАЛЯ
Фото Володимира Осипенко

Пять дней город был погружен в атмосферу импровизации и наслаждался общением с высокой музыкой. Выступили более 170  музыкантов из 17 стран мира. Как и раньше, работали три основные сцены – бесплатные на пл. Рынок и у дворца Потоцких, а также по билетам главная в парке Б. Хмельницкого. Вокруг нее традиционно функционировали «пикниковые зоны» со свободным доступом, транслировавшие на огромные экраны выступления приглашенных суперзвезд. Шла прямая передача на Youtube, концерты записывало крупнейшее европейское джазовое радио Jazz FM (Великобритания). В антракте первого вечернего концерта произошло трогательное событие – встав на колени под громкое одобрение зала, один из слушателей сделал предложение руки и сердца и надел обручальное кольцо своей девушке. Ежедневно со сцены поздравляли именинников-слушателей и всем преподносили подарки.  Масштабы, конечно, внушительные. За всем уследить не просто. К сожалению, картину подпортила погода. Во время первого главного концерта лупил сильнейший дождь, разогнавший посетителей пикниковых зон. Шум капель, стучавших по прозрачной пластиковой крыше над сценой и партером,  порой заглушал звуки выступлений.  И не только в первый…

 

Старт на главной сцене им. Эдди Рознера вышел радостно-позитивным, удались оба сета. Начал 80-летний тенор-саксофонист Чарлз Ллойд, «последний джазовый мистик». Накануне американец посетил церковь, где помолился за упокой погибших от российской агрессии наших защитников и за здоровье воюющих солдат.

Чарлз Ллойд

Первой его пьесой стал светлый мажорный Реквием, вселяющий надежду и покой…  Квинтет не напряг. Музыка Ллойда – сама мудрость, светлый запев, благословление дальнейшему ходу фестиваля. Рядом с фронтменом творили чудо талантливейший гитарист Bill Frisell, басист Reuben Rogers, барабанщик Eric Harland и Greg Leisz, игравший на редком у нас инструменте – стил-гитаре с 12 горизонтальными струнами и звуком, напоминающим гавайскую гитару, придающим этно-экзотический колорит, латиноамериканский подтекст. Мэтр продолжает активно продуцировать новые альбомы: в 2017 вышел Passin’ Thru, а в этом -Vanished Gardens. Мистер Ллойд выступал во Львове во второй раз: четыре года назад он уже стал обладателем главного приза фестиваля.  Играли внешне спокойно, но внутренний накал зашкаливал. В паузах эмоциональный лидер по-стариковски пританцовывал, искренне переживая музыку.

Jamie Cullum
Фото Александра Зубко

Во втором сете в прямом смысле выскочил офигенно креативный, супер-харизматичный 38-летний британский вокалист, пианист и композитор Джейми Каллум. Его диски разошлись в мире тиражом более 10 млн, а альбом Twentysomething стал мультиплатиновым. 21 апреля в лондонском Альберт-Холле парень участвовал в концерте в честь 92-летия королевы Елизаветы II. Джейми поделился в одном интервью: «королева не очень эмоционально воспринимает музыку, но подобные акции поддерживают любовь подданных».

В первой же песне вспрыгнул на немолодую Yamaha, выставленную для его акробатических этюдов и великолепных пианистических экзерсисов. Несколько раз бегал в зал, вскакивал на стулья, флиртовал с девушками возле проходов, посадил за рояль забравшуюся на сцену малышку, заставлял петь публику. Он весьма одарен музыкально, и подобные штучки отрицания не вызывают, выглядят органично: темперамент артиста буквально распирает. И песен у него немерено, разносторонний талант соединяет джаз, поп, пение, игру, танцы, это настоящий генератор музыкальных идей – ритмических смен, тональных модуляций, фортепианной фактуры, тембров – всего! Предпочтение отдал живым композициям в стиле рок-н-ролла, твиста, буги, спел красивую балладу What A Difference A Day Made. И помощники отличные – клавишник и саксофонист Тоm Richards, трубач, гитарист и электронщик Rory Simmons, басист Lozz Garratt, барабанщик Bred Webb. Две фактурные с сильными голосами бэк-вокалистки достойно дополнили незабываемый, броский сет. Популярность Джейми на подъеме, и 13 июля он выступит на главном европейском джазовом форуме в швейцарском Монтрё. Нам повезло.

Во второй день послушала на пл. Рынок гурт Onuka. Было несколько тысяч публики, наверное, группа собрала больше всех слушателей. У команды мощный саунд: валторна и два тромбона звучат неслабо. Плюс бандура и бугай (Евгений Йовенко), барабаны (Мария Сорокина) и две клавишницы – сама Онука (Ната Жижченко) и Дарина Серт. Исполняют микс электроники, этники и поп. Никакого джаза. Во Львове старались «на всю катушку», быстро покрылись испариной, спели «Струм», «Vidlik» и др. Народ получил удовольствие. Однако, замечу разницу в подходе к делу: западные хедлайнеры дают развернуться КАЖДОМУ участнику своих составов, понимая, что мастерство хороших музыкантов в итоге только повышает общий результат. Наши лидеры держат коллег «в тени», «в черном теле», опасаясь, что те их переиграют, затмят. Джаз-роковый потенциал трех духовиков и этника бандуры до конца не раскрылись. Что ж, «хозяин – барин».

В парке тем временем готовились к выходу американского секстета R+R=NOW.  Его лидер Роберт Гласпер начал с шутки: «Я – Чик Кориа, только другой» – и показал смуглую руку. Это был один из самых интересных концертов. Обладатель трех Grammy, 40-летний Гласпер –  икона андеграунда, объединившая молодых единомышленников, мастер микса джаза, соула, фанка, хип-хопа и электронной музыки. В составе R+R=NOW участвует старший сын джазовой суперзвезды Бобби Макферрина – клавишник и битбоксер Тейлор. Во Львове у парня был день рождения, и зал дважды радостно пел традиционную поздравительную песенку растроганному имениннику. А организаторы подарили красивый красно-черный вышитый наряд, вроде пиджака.

Robert Glasper, великий и могучий как снаружи, так и в музыке. Фото Александра Зубко

Музыку играют сложную. Мозги работали и у тех, кто исполнял, и кто слушал. Часть публики, не готовая к восприятию серьезного контента, «потянулась на водопой» во второй половине сета. В кулуарах меня расспрашивали, понравилось ли мне выступление американцев? Да, очень, поработать головой было приятно, это пример конструктивного взаимопроникновения современной академической музыки и джаза. Молодежь терпеливо слушала, оказалась вполне подготовленной, мобильнее солидной публики и во время шустрой, доходчивой бисовки побежала под сцену танцевать.

Второе отделение занял звездный квартет. Композитор и пианист 10-кратный призер Grammy 84-летний Дэйв Грузин – оскароносец, автор музыки сотни американских кинофильмов («Тутси», «Фирма» и др.). На его собственном лейбле записывались самые яркие американские джазовые звезды конца ХХ – начала ХХІ ст.

Гитарист Ли Ритенур тоже далеко не новичок – в 1986 он и Грузин получили Grammy за альбом Harlequin. Им помогали отличный басист Мелвин Дэвис и сын гитариста Весс Ритенур на барабанах.  Превосходное выступление, море удовольствия, высокая школа. Но на мой субъективный взгляд, сеты этого вечера стоило поменять местами. R+R=NOW были интереснее, ярче, увлекательнее.

Симфонический оркестр INSO_Lviv, дирижер Ярослав Шемет, гость Бьорн Болин (сorno inglese).
Фото Александра Зубко

Третий день в парке открыл симфонический оркестр INSO-Lviv совместным проектом со шведским контрабасистом и виолончелистом Ларсом Даниэльссоном и четырьмя его коллегами. Дирижировал молодой украинский маэстро из Харькова Ярослав Шемет. На пресс-конференции за два дня до того директор коллектива Иоланта Пришляк рассказала, как активно и тщательно репетируют программу ее подопечные, а Даниэльссон  весьма уважительно отозвался об украинском коллективе и двух наших солистах.

INSO-Lviv третий раз участвовал в фестивале. Вечер стал бенефисом исполнителя на английском рожке Бьорна Болина, музыканта высокой культуры, задействованного почти все время. Играли современный симфоджаз в духе Джорджа Гершвина, Даниэльссон расцветил его отголосками Римского-Корсакова, Скрябина,  Рахманинова и немного рока… И украинцы не подвели. Оркестр звучал достойно, зрело, у сопрано-саксофониста Артема Менделенко – чудесный звук, он тонкий интерпретатор всего, что исполняет (сыграл переложение Libera Me – VI части Реквиема Габриеля Форе – музыку горестную и светлую, далекую от джаза, но всем понятную своей проникновенностью). Лаура Марти спела простую нежную лирическую песню Granada на музыку гостя из Швеции и с собственным украинским текстом, изобретательно импровизируя во втором разделе.  Две композиции квинтет гостей сыграл самостоятельно. Оркестр здорово исполнил Suffering и вошедшую в последний альбом Liberetto III, сочиненную в прошлый приезд пьесу Lviv.  Публика ликовала, и на бис получила композицию Asta.

Первое отделение продолжалось два часа. Как бы кто ни любил академическую музыку, в филармонических концертах так долго публику без антракта не держат. Двухчасовой концерт там идет с 20-минутным перерывом на отдых, в котором нуждаются  в первую очередь музыканты, дирижер и во вторую – публика. Можно, конечно, не слишком внимательно слушать и не очень добросовестно играть. «Но зачем?» – как говорил Голохвастов. Менеджмент огромного проекта  – дело непростое, однако подобные перегрузки приводят к потере добросовестного восприятия информации немалой частью пришедшей за музыкой публики, не намекаю на тех, кто провел время в барах, едва прислушиваясь к отзвукам сцены. В антракте сидевший рядом слушатель-новичок удивился: «Будет вторая часть?».

Ахмад Джамал

Затем последовало награждение призом им. Эдди Рознера пианиста Ахмада Джамала (88 лет, родился 2 июля 1930 года), одного из корифеев модерн-джаза (кул, необоп) и его полноценный концерт. Как автору этого материала реалистично заметил Алексей Коган, «он приехал в первый и последний раз». Ахмад начал учиться играть на фортепиано в три года и за последующие 85 лет «создал индивидуальный стиль, динамичный, темпераментный, не лишенный виртуозности, но вместе с тем весьма рафинированный, с тенденцией к тщательному отбору выразительных средств, строгой простоте, органичности композиционного целого. Внес заметный вклад в развитие концепции современного джазового пианизма» (Википедия). Эндорсер рояля Steinway играет, в том числе и во Львове, как 17-летний. Продолжает писать диски, последний из которых вышел год назад. Колосс Родосский! Джамал в прекрасной творческой форме. Многая лета, маэстро!!! В квартете все играют на слух, без нот. Идеальное взаимопонимание, фронтмен одним пальцем левой руки показывает, кому из музыкантов играть соло и когда передать лидерство другому. Достал из кармана бумажку и заглянул в план последовательности композиций. Как в анекдоте про дирижера, после смерти которого оркестранты наконец узнали, что же перед началом каждого концерта он читал на листочке, который снова прятал во фрак? Там было написано: «Первые скрипки – слева, виолончели – справа» и т.д.

Следующий вечер открыл человек-оркестр, английский вокалист и мультиинструменталист Джейкоб Колльер. В 23 года он обладает  двумя Grammy, как следствием глобального распространения интернета. За семь лет продвижения собственного музыкального продукта это привело к 16 млн. просмотров и более 400 тыс. подписчиков на Youtube.

Сегодня карьерой Колльера занимается Куинси Джонс – обладатель 27 Grammy, выдающийся американский джазмен и продюсер. А партнерами по сцене уже были Ди Ди Бриджуотер, Джордж Бенсон, рафинированная современная группа Snarky Puppy, Херби Хэнкок, Фаррелл Уильямс. Работал один, с помощью семплеров мгновенно записывал короткие семплы. Их воспроизводили помощники за сценой, и на эти повторы Джейкоб накладывал все новые партии гОлоса и инструментов: рояля, двух кейбордов, контрабаса, гитары, ударных, мелодики – микс джаза, фолка, электронной музыки,  немного подмешивал классики. Талантливый пианист, хороший композитор, неплохой вокалист спел Don’t You Worry, Close To You и пр. Идет больше «от ума», и это мало «заводит», взрослая публика несколько заскучала. Техника, технологии потихоньку вытесняют чувства, душу… Энергетически сет воспринимался неровно, явно ощущались эмоциональные подъемы и спады, передававшиеся в зал. Впрочем, посмотреть на уникум ближе и взять автограф, после концерта backstage собралась небольшая толпа подростков, для которых он – кумир.

Mario Biondi

Итальянского популярного певца Марио Бионди знаю по совместному с джазовой дивой Чакой Хан – тетушкой Уитни Хьюстон – клипу Incognito. Вид у артиста роскошный – черный костюм с иголочки, дорогие туфли, шляпа – короче, гроза дам и девиц, мэн, мачо в стиле 60-х. Но пел сначала вполсилы, потом разгулялся, увлекся и увлек. Хорошо аккомпанировал джаз-роковый состав с трубой и саксофоном, «короля делает свита». Брутально спел Everytime I Think Of You, Never die, но по мне, сеты этого дня тоже следовало поменять местами.

Стефано Боллани и Винсент Пейрани
Фото Александра Зубко

Последний вечер начал еще один итальянец – пианист и певец Стефано Боллани. Его альбомы издают Universal, Verve, ЕСМ, Decca. В проекте Napoli Trip он играет и возит по свету с партнерами джазированные обработки неаполитанских песен. Гвоздем программы оказался навороченный тенор-саксофонист Даниель Сепе. Все крепко импровизировали, держались европейского мейнстрима в сочетании с традициями городской музыки, известной от Неаполя до Парижа. Мозаику уличных образов акцентировал звучанием аккордеона босой Винсент Пейрани. Боллани обошелся без нот, он хорошо слышит и помнит. 15-20-минутные композиции-вариации постепенно накалили зал. Мило сыграли обработку нашего «Щедрика». Очень завел всех марш на флейте, подобной тем, на каких играли в Древнем Риме, перешедший в задорную тарантеллу.

Закончился фестиваль могучим аккордом. Впервые во Львове побывал хорошо известный в Киеве бас-гитарист и продюсер Маркус Миллер (играл в 2008 и 2013 годах).  На протяжении карьеры музыкант работал с великими: Майлзом Дэвисом, Херби Хэнкоком, Дэвидом Санборном. Выступил на Leopolis Jazz с Алексом Ханом (саксофон), Расселом Ганном (труба), Бреттом Уильямсом (клавишные) и Алексом Бейли (барабаны). Подсчитано, что как лидер и сайдмен Миллер, которому на днях исполнится 59, записал ОКОЛО 500 АЛЬБОМОВ! Ровно месяц назад на Blue Note вышел его очередной CD Laid Black.

Маркус Миллер
Фото Дмитрия Туйона

С первой ноты повалил богатый саунд, мощный грув, фирмА, как говорят музыканты. Бас-гитара в руках Маркуса – роскошный солирующий и тонко  аккомпанирующий инструмент. Медленный подъем энергетического поля зала довел публику до экстаза. Исполняли музыку разных лет, в том числе с нового диска. Все гениальное просто – играли без надрыва, но в груди каждого слушателя вибрировала диафрагма и ухало сердце. Исполнили Papa Was A Rollin’ Stone, композицию в память о недавно умершем отце Маркуса. В самом конце к американцам добавилась “пропажа” – молодой бас-гитарист Том Ибарра. 18-летний француз должен был выступать на пл. Рынок накануне, но его рейс был задержан, и он опоздал к выступлению. Но все же прилетел и вышел на сцену, чтобы вместе со своим кумиром доиграть сет. Запустили Tutu, записанную Маркусом в 1986 с Майлзом Дэвисом. Супер!

Сокращенный вариант статьи в газете “Зеркало недели” https://zn.ua/ART/leopolis-2018-pervyy-poshel-288488_.html